АТЛАС КРЕАТИВНЫХ КЛАСТЕРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Атлас Креативных кластеров — первое на данный момент издание, в котором проведена масштабная работа по анализу, описанию, сравнению и систематизации развивающихся тенденций и примеров работы креативных кластеров по всей России.
В Атласе сформированы критерии, которые задают четкие границы понимания, что является креативным кластером, а что нет.
Атлас стал результатом двухлетнего труда авторского коллектива по исследованию всех регионов РФ, охватившему около 300 объектов, претендующих на статус кластера, и различных творческих пространств.

О чем Атлас креативных кластеров?

Что такое креативный кластер, как разобраться во множестве аналогов

Какие тенденции развития креативных кластеров наблюдаются в регионах и в стране в целом

Команды креативных кластеров — кто они, и какие методики развития максимально эффективны

Зависит ли ситуация от политики поддержки креативных индустрий и кластеров местными и региональными властями

Кому будет полезен?

Возможность воспринять опыт региональных команд и избежать ошибок при организации социальных и культурных проектов на базе креативных кластеров и объединению вокруг них креативных сообществ.

Возможность повысить привлекательность своих городов и регионов, сформировать инклюзивные меры поддержки для развития креативных индустрий за счет взаимодействия и поддержки местного бизнеса и сообществ в создании креативных кластеров.

Оценить экономический потенциал организации креативного кластеров и повышению привлекательности территорий развития.

Сообществам

Чиновникам

Бизнесу

База знаний

Глоссарий

Креативный кластер — совокупность субъектов креативных индустрий и тесно связанных с ними предпринимательской, общественной, образовательной деятельностью иных субъектов, размещенных на территории компактно расположенного земельно-имущественного комплекса, где определена и публично заявлена базовая специализация по видам креативных индустрий, обеспечена необходимая инфраструктура для творческой, интеллектуальной, иной организационной, преимущественно предпринимательской, деятельности, а также созданы условия для междисциплинарного взаимодействия, создания креативных продуктов (товаров, работ, услуг) и развития человеческих ресурсов.

Базовые направления специализации креативных кластеров:

Музейная, галерейная деятельность;

Архитектура и проектирование;

Дизайн;

Фотография;

Издательская деятельность;

Культурно-досуговые направления;

Исполнительское искусство, изобразительное искусство;

Производство аудио-визуальных произведений;

Реклама;

Мода;

Народные промыслы и ремесла;

Иные направления творческой деятельности.

Профильный резидент креативного кластера — субъект креативных индустрий, использующий на долгосрочной или краткосрочной основе имущественно-земельный комплекс (или его часть), включенный в состав креативного кластера, на праве собственности, аренды или ином законном праве для осуществления экономической деятельности по направлениям креативных индустрий.
Критически важные критерии:
1.1. в Москве и Санкт-Петербурге — не менее 10 000 квадратных метров;
1.2. в регионах — не менее 1 000 квадратных метров.

Критерии креативных кластеров

1. Площадь объектов:
2.1. в Москве и Санкт-Петербурге — не менее 20;
2.2. в регионах — не менее 10.
2. Количество профильных резидентов:
— не менее 30% с учетом общественных пространств и инфраструктуры (при этом не менее 25% площади должны занимать непосредственно помещения профильных резидентов).
3. Площадь, занимаемая профильными резидентами
4.1. специальные коммерческие условия (финансовые льготы, рассрочки, арендные каникулы и иные меры);
4.2. публичные мероприятия совместно с резидентами;
4. Меры поддержки профильных резидентов:
4.3. система консалтинга профильных резидентов;
4.4. информационная поддержка;
4.5. иные программы и мероприятия.
направленных на популяризацию места, продукции и услуг резидентов, наращиванию трафика, просвещению целевых аудиторий, повышению интенсивности обмена ресурсами и информацией на территории, популяризацию локальных брендов и тп. (проводятся самостоятельно и/или совместно резидентами).
5. Организация управляющей компанией публичных активностей,
— не менее 1-го объекта коллективного пользования (выставочный зал, коворкинг, проч.)
6. Наличие вспомогательной инфраструктуры
креативного кластера и его резидентов: сайт, социальные сети и пр.
7. Наличие и поддержка активной виртуальной инфраструктуры
Второстепенные критерии:
8. Публичное позиционирование как креативного кластера, определена и заявлена базовая специализация.
9. Управляющая компания осуществляет экспертное участие в развитии креативных индустрий в городе/регионе: входит в состав общественных/экспертных организаций, осуществляет функции GR и пр.
Критически важные критерии:
1.1. в Москве и Санкт-Петербурге — не менее 10 000 квадратных метров;
1.2. в регионах — не менее 1 000 квадратных метров.

Критерии креативных кластеров

1. Площадь объектов:
2.1. в Москве и Санкт-Петербурге — не менее 20;
2.2. в регионах — не менее 10.
2. Количество профильных резидентов:
4.1. специальные коммерческие условия (финансовые льготы, рассрочки, арендные каникулы и иные меры);
4.2. публичные мероприятия совместно с резидентами;
4. Меры поддержки профильных резидентов:
4.3. система консалтинга профильных резидентов;
4.4. информационная поддержка;
4.5. иные программы и мероприятия.
5. Организация управляющей компанией публичных активностей, направленных на популяризацию места, продукции и услуг резидентов, наращиванию трафика, просвещению целевых аудиторий, повышению интенсивности обмена ресурсами и информацией на территории, популяризацию локальных брендов и тп. (проводятся самостоятельно и/или совместно резидентами).
6. Наличие вспомогательной инфраструктуры — не менее 1-го объекта коллективного пользования (выставочный зал, коворкинг, проч.)
7. Наличие и поддержка активной виртуальной инфраструктуры креативного кластера и его резидентов: сайт, социальные сети и пр.
Второстепенные критерии:
8. Публичное позиционирование как креативного кластера, определена и заявлена базовая специализация.
9. Управляющая компания осуществляет экспертное участие в развитии креативных индустрий в городе/регионе: входит в состав общественных/экспертных организаций, осуществляет функции GR и пр.
3. Площадь, занимаемая профильными резидентами — не менее 30% с учетом общественных пространств и инфраструктуры (при этом не менее 25% площади должны занимать непосредственно помещения профильных резидентов).

Литература о креативных кластерах и креативных индустриях

Зарубежные публикации:

Автор: Р.Флорида
Креативный класс. Люди, которые меняют будущее
Книга рассматривает теорию креативного класса и его роль в современной экономике.
Автор: Д.Хоукинс, Б.Кларк
Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги
Книга описывает экономику креативных индустрий и подробно рассматривает, как люди зарабатывают деньги на своих идеях.
Автор: Д. Тросби
Экономика и культура
В этой книге предлагается новый взгляд на экономические аспекты культурной деятельности и культурный контекст экономики и экономического поведения. Автор показывает, каким образом осуществляется оценка культурных благ в экономическом и культурном отношении, и вводит понятия культурного капитала и устойчивости. Особое внимание уделяется рассмотрению экономики креативности в производстве культурных благ и услуг, роли культуры в экономическом развитии, культурных индустрий и культурной политики.
Автор:Ф.Кук, Л.Лаззеретти
Creative Cities, Cultural Clusters and Local Economic Development
Книга рассматривает экономическое развитие городов с точки зрения «культурной экономики» и «креативных индустрий».

Российские публикации:

Автор: Т.Абанкина, Е.Николаенко, В.Романова, И.Щербакова
Креативные индустрии России: тенденции и перспективы развития
В брошюре приведены экономические характеристики российского креативного сектора. Обозначены новые тренды российских креативных индустрий, складывающиеся под влиянием пандемии, и предложены основные направления государственной поддержки креативного сектора.
Автор: Н.Гладких, Е. Зеленцова
Творческие индустрии. Теории и практики
Творческие индустрии, креативный класс, креативный кластер, креативная экономика - понятия, которые во втором десятилетии XXI века уже вошли в широкий обиход как в мире, так и в России. Некоторую роль в этом сыграло первое издание этой книги (2010). В ней рассказывается о становления ключевых идей и современных практиках творческой экономики. Второе издание дополнено анализом новых явлений и тенденций. На сегодня это единственная книга в России, которая дает возможность узнать всё о творческих индустриях: от генезиса до самых известных историй успеха.