Союз Креативных кластеров организовал дискуссию, посвященную кластеризации креативных индустрий.
Делимся основными тезисами:
- Майя Свистухина, генеральный директор Креативной лаборатории «Территория дизайна», член Правления Союза, модератор дискуссии: «Креативный кластер — довольно распространенное сегодня название различных творческих пространств. Вместе с тем, модель кластеризации имеет сугубо экономическую основу. Креативные кластеры — локальные маяки креативного предпринимательства, поскольку именно такая модель позволяет запустить механизмы формирования экономических связей в творческой среде, появления новых субъектов экономической деятельности, создания экосистемы для устойчивого развития и монетизации творческих проектов и, как следствие, стимулирует развитие креативной экономики».
- Евгений Куценко, директор Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: «Экономическая модель креативных кластеров характеризуется:
- локализацией на территории
- наличием координационных органов (управляющей компании)
- разнородностью участников
- совместными проектами резидентов
- вовлечением образовательных организаций
Результатом деятельности кластера являются инновации».
- Арина Авдеева, начальник Управления развития технологической инфраструктуры Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы: «Необходимые меры поддержки креативных кластеров:
- налоговые льготы
- создание инфраструктуры
- кредитное обеспечение
- поддержка инноваторов».
- Татьяна Абанкина, директор Центра креативной экономики НИУ ВШЭ: «Кластеры — важнейший и безальтернативный инструмент развития креативной экономики. Благодаря созданию кластеров происходит перестройка экономической структуры городов, подготовка города к постиндустриальной экономике. Кластеры создают новую занятость и высокие темпы развития компаний-резидентов. Креативные кластеры — институциональные субъекты».
- Ася Филиппова, генеральный директор Центра творческих индустрий «Фабрика», председатель Союза: «Модель креативного кластера себя оправдала и доказала состоятельность. Безусловно, меры поддержки, которые есть у промышленных предприятий и технопарков дали бы значительный импульс развитию креативных кластеров».
- Софья Троценко, основатель Центра современного искусства «Винзавод», член Правления Союза: «Кластеры сегодня играют важную роль в объединении резидентов и их развитии, благодаря системе, которую создают управляющие компании. Важнейшие результаты деятельности креативных кластеров — это влияние на городскую среду, развитие постиндустриальной экономики, а также институциональная работа».
- Олег Ракитов, директор-координатор социокультурных программ ВЭБ.РФ: «Самая большая проблема для креативных кластеров — экономические вопросы. Важно понять, как происходит дальнейшая жизнь в кластерах после их создания, как происходит взаимодействие внутри резидентов. Без поддержки региональных и федеральных властей запуск такого рода пространств практически невозможен. Для создания кластера должен быть креативный запрос у города».
- Сергей Десятов, генеральный директор Центра дизайна ARTPLAY, член Правления Союза: «Экономическая модель кластера подразумевает не только самоокупаемость, но и доходность для акционеров, которая сопоставима с доходностью любого другого бизнеса в области недвижимости. Самым важным вопросом является вопрос критериев, что такое креативные кластеры, какие территории нуждаются в поддержке, а какие нет. Сейчас необходимо обсуждение понятийного аппарата в достаточно точных формулировках».
- Евгения Бжицкая, ведущий менеджер по работе с кластерами Центра кластерного развития Санкт-Петербурга: «Наблюдается ряд трудностей в развитии креативных кластеров: отсутствие понятийного аппарата, понимание необходимости развития креативных кластеров со стороны города и власти, вопрос поддержки институций».