После объединения четырёх основных креативных кластеров Москвы прошло чуть более четырех месяцев, за это время была проделана большая работа, направленная на популяризацию креативных кластеров в России, но самое важное, что в стране появился экспертный орган, к которому можно обратиться и получить знания и опыт, накопленный не одним десятилетием. Этим интервью открываем серию блиц опросов для создателей Союза креативных кластеров. Сегодня пять вопросов для Аси Филипповой, Центр творческих индустрий «Фабрика»:
Три арт кита, на которых стоит ЦТИ Фабрика?
- Наш центр создан, в первую очередь, для работы творческих людей - процесса творчества как такового, в большей степени, чем презентации результатов этого процесса. Из этого фокуса родились и наши основные проекты: это программа "Фабричные мастерские", в рамках которой мы предоставляем мастерские художникам из России, программа "Художник в резиденции" для иностранных гостей, и программа "Войти и разрешить", нацеленная на совместную работу с сообществами Басманного района, в котором мы находимся. Наша выставочная программа на 80 процентов складывается из проектов, созданных в рамках этих программ, демонстрирующих продукты, созданные непосредственно на Фабрике, хотя мы дополнительно представляем и сторонние выставочные проекты.
Какова, по вашему мнению, роль местных сообществ в формировании креативных кластеров?
- Я считаю, что при правильном (или идеальном) стечении обстоятельств местные сообщества должны играть заметную роль в деятельности кластеров, а художественный контент должен быть ориентирован, в том числе, и на их нужды и интересы. Это помогает кластерам "врастать" в ткань территории, на которой они расположены, превращаться из, пусть и прекрасных, резерваций в места для единения и живого обмена идеями. Кластеры не должны быть музеями, отстраненно показывающими посетителям современное искусство или обучающими культуре. Поскольку часто они находятся в жилых или индустриальных районах, гораздо интереснее сосуществовать в качестве лабораторий для исследования и изучения общих интересов, проблем, их обсуждения, выстраивания взаимодействия. Здесь не идет речь о выполнении социального заказа или некой воспитательной функции - благодаря работе художников, как в нашем случае, люди, живущие рядом, могут порой получить возможность осознать, что их волнует, заявить об этом, в новой неожиданной форме и привлечь таким образом интерес к местной проблематике. Вот, например, есть какая-то важная историческая дата или событие, достойное отражения в пространстве города. Что делается у нас, как правило? - уверенно ставится очередной памятник. Нужен ли он людям, живущим вокруг? Если нужен, то какой? Почему не граффити, почему не объект? Почему всегда ориентируются на вкусы одной возрастной категории, забывая о других - все эти вопросы можно обсуждать и решать нестандартными путями именно в пространствах диалога, которые уместно создавать в творческих кластерах с участием местных сообществ.
Ваш опыт по открытию художественных арт резиденций, зачем они городу/стране?
- Наши резиденции работают для иностранных художников. Причины разные - это и финансирование, которое они могут получать у себя в стране благодаря грантам, и интерес к Московскому культурному наследию и современному ландшафту. Попадая к нам, художники не просто получаю удобное пространство для работы и выставки, они погружаются непосредственно в художественное сообщество и начинают общаться с местными художниками, мы организуем им посещение значимых выставок и площадок, помогаем им в сборе материалов для исследований, сопровождаем их, при необходимости, в архивы и другие труднодоступные места. Мы, таким образом, становимся для них неофициальными, дружественными проводниками в нашу историю и культуру в каких-то неочевидных проявлениях. По нашему мнению, они достойны интереса и изучения- нельзя же ограничиваться Большим театром, ГУМом и Красной площадью. Чем больше интереса будут вызывать русские деревни с их усадьбами, шедевры конструктивизма или книги, написанные в России и зачастую забытые, тем быстрее они вернутся к жизни.
Сегодня из каждого утюга нам рассказывают о том, что одним из основных источников эффективного преобразования города, является социальный потенциал, формирующийся в местных сообществах. Каково Ваше мнение, что в принципе значит понятие «местные сообщества»?
- Это очень широкое понятие и действительно, сейчас повсеместно обсуждаемое. Поэтому я не считаю нужным давать свое, новое определение - их много. Например - сообщество людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими интересами в решении вопросов жизнедеятельности посредством использования и развития местных материальных и социальных ресурсов на принципах самоуправления. Помимо этого, активная часть местных сообществ может развивать и внешние контакты с органами власти и т.п. Далее начинается бесконечное многообразие - это может быть дворовое сообщество любителей мотоциклов или футбола, матерей малолетних детей, молодежи, увлекающейся граффити и так далее. Для меня самым важным и интересным в местных сообществах является наличие у них осознанных и сформулированных запросов. Сейчас, такие сообщества получили мощное развитие благодаря социальным сетям - районные группы стали самым ярким и объективным отражениям интересов людей и показали реальную возможность четкой коммуникации. Я вижу в этом мощный источник самосознания, собственного достоинства и уважения к своему соседу, и множество других фундаментальных для человечества вещей.
Провокационный вопрос, по собственному опыту, можно ли совмещать коммерческую эффективность объекта и «слабо коммерческую» деятельность ее резидентов? Сложно ли найти эту правильную, для образования именно креативного кластера, грань?
- Можно. Более того, я не сделаю открытия, если скажу, что многие креативные кластеры работают именно на принципе так называемых "Umbrella-center" (зонтичные модели), когда часть резидентов более успешна с коммерческой точки зрения и генерирует денежный поток, и другая, менее коммерческая, вносит больший вклад в культурную составляющую кластера, создает контент, привлекая внимание аудитории и создавая особую атмосферу места. В нашем случае программы мастерских и местного музея "Войти и разрешить" - это благотворительные проекты, не приносящие финансовой отдачи, но дающие нам очень много в области нематериального капитала и новых смыслов в нашей деятельности. Для каждого кластера эта грань, конечно, своя: есть более коммерческие проекты, есть менее. Но то, что баланс между этими двумя составляющими возможен и достижим - абсолютный факт.